• Welcome to Репортаж с борта звездолёта.

Новости:

(Игра в стадии разработки) Сюжет игры — это расследование череды загадочных происшествий на борту пропавшего в космосе звездолёта

Адаптивная навигация

Красный Корсар, Джеймс Фенимор Купер

Автор Serifa, 28 09 2016 г., 15:23:

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 Гость просматривают эту тему.

Блок с содержанием первого сообщения
Красный Корсар, Джеймс Фенимор Купер

СПОЙЛЕРЫ, ясенно!!!

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
«Самый романтический пират Фенимора»

Если роман Д.Ф. Купера «Красный Корсар» называют самым известным его «морским» романом, то его главный герой — самый романтический из «морских» героев этого автора. Давайте немного пройдёмся по аспектам его особой романтичности.

Так вот, Красный Корсар настолько романтический герой, что дальше уже только Люк Скайуокер (ну, большинство народа, надеюсь, в курсе про архетипы в «Звёздных Войнах»).

Мы в отдельной теме форума уже немного обсудили героев Жюля Верна и то, что они собой олицетворяют (капитан Немо, «человек и пароход»). Само собой, что в своих героях великие писатели не ставят целью изобразить просто какого-то конкретного своего знакомого или случайно нафантазированную личность. Каждый ГГ обязан нести в мир какую-то идею и что-то олицетворять, ибо судьба у них такая. Так же повезло и Красному Корсару. Нет, чтобы просто написать про весёлую пиратскую жизнь! Но мы же не ищем лёгких путей. И героям не дадим. Капитана Немо, вон, навсегда приковали к Наутилусу и заставили олицетворять «силу науки». А Красному Корсару досталось от автора задачка не менее сложная: олицетворять стремление (!) народа к свободе от тирании (!)

Вот как хочешь, так и олицетворяй.

Корсар старается, как может.

Во-первых, Корсар — благородный разбойник, да такой, что Владимир Дубровский рядом не валялся. Нашего благородного разбойника не влекут ни золото, ни месть, ни даже слава (хотя он упоминает в разговоре с Уйалдером, вторым по значимости персонажем книги, что все люди тщеславны, и сам Корсар не исключение). Но нашему герою этого мало. Счастлив он лишь тогда, когда собственной рукой ему удаётся сорвать надменный флаг тирана, то бишь английского короля Георга Второго. (Разумеется, для этого надо как минимум взять на абордаж королевский фрегат, но это уже мелочи).

Думаете, это месть? Корсар не отрицает, что любит «подразнить этих негодяев», но не забывайте — он прежде всего романтический герой, и ему гордость не позволяет мстить таким образом за свои прошлые обиды.

Во-вторых... Дело в том, что как раз в те времена, про которые ведётся повествование в романе, уже прорастали зёрна гнева, которые дали начало восстанию в английских колониях Америки. Которое затем превратилось сами знаете во что. Оказывается, чопорные и высокомерные англичане не ограничивались тем, что просто третировали офицеров-колонистов. Там доходило до того, что запрещался экспорт американских товаров и даже их производство, исключительно с целью не создавать конкуренции товарам из Англии. Вопрос, собственно, был больше экономический, ну а следом подключались и все остальные пункты «революционной ситуации». Именно революционной, потому что дальше революция мигрирует прямиком во Францию и там принимает совершенно своеобразные формы, но это уже другой разговор.

Что делает наш Корсар дальше, когда заканчивает свою пиратскую карьеру? Правильно. Участвует в войне за независимость! Где, разумеется, очень кстати пришлись его опыт и знания, наработанные за тридцать с гаком лет сурового морского ремесла. (На самом деле, мы этого точно не узнаем, но нам покажут весьма красноречивый финал всей этой драмы — звёздно-полосатое полотнище в руках умирающего Корсара).

Умирающего даже не от старости, что немаловажно, а от полученных ранений.

Итак, наш герой настолько благороден, справедлив, суров и идеален, что такое сочетание атомов просто не должно существовать в нашей затхлой вселенной. Что делает автор? Правильно. Льёт в эту бочку мёда огромный ковш дёгтя. Чтобы сделать героя более правдоподобным — его ведь надо испортить! Но не стоит забывать, что роман создавался в те далёкие времена, когда нравы были не чета современным, поэтому очень трудно судить о том, как именно автор испортил своего героя, чтобы сделать его более живым. Учитывая, что сам автор был примерный семьянин и ходил в церковь по воскресеньям. Поэтому стоит ли строго судить героя, если автор счёл разумным слегка добавить ему, уж простите, педофильских наклонностей. Всё-таки, в романе — восемнадцатый век, порочный и романтический, мода, нравы... Моряки, месяцами пропадающие в океане... И женщина на корабле — явление не просто редкое, а ещё и «к беде»...

Так что мальчик-юнга пятнадцати лет — самое оно в таких условиях.

Мальчика зовут Родерик, папы-мамы он не знает, и настолько привязан к своему хозяину, что постоянно где-то рядом отирается. Сделано это, имхо, исключительно с целью не создавать моральных дилемм и без того перегруженному идеологической борьбой с целым миром главному герою. Родерик показан настолько беспомощным и слабым, что готов, наверное, даже сапоги лизать Корсару, лишь бы тот его не прогонял от себя.

«Будь у меня целый корабль золота, я отдал бы этот мусор за один его ласковый взгляд».

А ближе к финалу Корсар откровенно называет Родерика «беспомощным и греховным существом». (Вернее, мальчик сам произносит это слово. «Я заслужил его и выслушаю без дрожи!»)

Как всё запущено...

Там же, ближе к финалу, Родерик вдруг обнаруживает в себе нехилые залежи красноречия. Подозреваю, что подобный всплеск активности мозга Родерика связан, скорее, с желанием автора впихнуть в текст кое-какие загадочные подробности из биографии Корсара, которые раньше впихнуть не получалось. Тут вам и вскользь помянутые "прославленные" предки героя, и некое невинное существо, перед чьей памятью он, видите ли, «благоговеет даже теперь»... Откуда простой юнга знает такие факты про капитана?

И как будто чувствуя, что с юнгой он всё-таки перегнул палку, автор тут же кидается в другую крайность.

«Неужели Вы столь ненавидите женщин, что готовы запугать благородную даму и прелестную девушку, лишь бы помешать им наслаждаться Вашим обществом?» Это так Корсар мягко высказался насчёт попыток Уайлдера противодействовать, так сказать, захвату этих самых двух дам — некой миссис Уиллис и её юной воспитанницы по имени Джертред.

О как, Корсару нравятся женщины? :) То есть, не совсем потерянный для общества индивид. В мизансценах он предлагает Джертред потанцевать, он разглядывает её так, что у миссис Уиллис аж ноги подгибаются в тревоге за свою воспитанницу. Наконец, именно Джертред он спрашивает о последнем решении относительно того, на каком судне ей плыть дальше.

Но автор неоднократно нам намекает, что Джертред ему не достанется. Во-первых, Джертред Грейс идёт в паре с миссис Уиллис, которая бдительно стоит на страже.

Во-вторых, этот «прелестный ребёнок», как сам Корсар её называет, — изначально предназначается именно Уайлдеру, что нам становится ясно уже с самого начала их знакомства. Тут будут и восхищённые взгляды с его стороны, и сочувственные — с её стороны, и даже тайные мечты самой Джертред о лучшей доле для бедного заблудшего моряка.

В-третьих, эта Джертред ещё более слабое и бесполезное существо, чем даже Родерик. Ну не пара она Корсару, если говорить о чём-то серьёзном в развитии их отношений.

«Злодейская рука не коснётся прелестного ребёнка. Скорее я собственной рукой брошу спичку в пороховой погреб, и она взлетит на небеса такой же чистой и светлой, как была оттуда послана к нам», — эта фраза ещё больше запутывает ситуацию. Либо свою руку Корсар злодейской не считает, либо всё-таки у него не было в отношении Джертред других намерений, кроме меркантильных (типа, получить за неё выкуп у богатенького папочки, генерала Грейса).

Но и теория с меркантильными отношениями Корсара тоже не выглядит сильной. Как нам уже известно, золото его не прельщает. Сам Корсар сравнивает себя с королём (так он богат), а Родерик утверждает, что на корабле вообще в деньгах никто не нуждается.

* В золоте недостатка у пиратов нет, но бунт на корабле устраивают... Какого рожна им надо?

Так зачем Корсар так упорно затаскивал этих дам на свой корабль? Даже соревнование устроил с Уайлдером, кто ловчее запугает женщин, заваливая их нелепостями из нагромождений морских терминов. Уайлдер, кстати, продулся вчистую. Победить такого опытного интригана, как Корсар, оказалось непросто.

Но есть одно предположение, зачем эти дамы нужны самому автору!

Именно знакомство с Уалдером, как и появление на горизонте этих двух дам (ну да, после длительного-то общения с Родериком) вдруг явственно показывают Корсару, в какой глубокой потенциальной яме он находится. Корсар понимает, что он вообще не пират! Ну не его это. Да, у него получается, где-то даже очень неплохо, но на самом деле он здесь случайно и занят не своим делом.

* Да он Уайлдеру прямо так и говорит: типа, если бы у американских колоний был свой флаг, я бы защищал его всей кровью своего сердца и никто бы не услышал о Красном Корсаре!

*А между прочим, интересный вариант: красный американский флаг?

Но вместо этого мы видим, и не только мы, — весь экипаж с неудовольствием следит за тем, как их командир совершенно испортился, предаётся «пустым бесплодным мечтаниям», подпирая мачту, да однажды так зависает, что пропускает начало бунта.

У бунта на корабле Корсара предпосылки сугубо материальные. Нам не показывают всех подробностей, но из текста можно предположить, что последние месяцы Корсару, мягко говоря, не везло. То ли он слишком увлёкся срыванием британских флагов, то ли добыча попадалась слишком мелкая, но вот результат: последняя надежда команды — торговое судно из Ньюпорта, ради которого «Дельфин» две недели торчал на рейде, усилиями предателя-Уайлдера было потоплено со всем грузом ещё до того, как пираты успели до него добраться. Конечно, в подготовке этой ньюпортовской операции Корсар, как талантливый руководитель, пытался убить сразу двух зайцев (там ещё речь шла о спасении какого-то агента пиратов), но потеря «бристольского купца» была последней каплей для экипажа.

Удружил Уайлдер, ничего не скажешь.

И всё-таки великодушный благородный романтический Корсар прощает этого недотёпу и спасает его от разъярённых матросов, которые собираются расправиться с ним.

И как будто мало было всех неприятностей, сыплющихся на голову главного героя, у нас ведь ещё остаётся загадочная миссис Уиллис! Вот уж воистине, олицетворение возмездия самих небес, посылающих на наш «бич морей» заслуженную кару за его многочисленные прегрешения против рода человеческого.

Страшная миссис Уиллис, которая...

1. Капает на мозги Корсару бесконечными нравоучениями. Постоянно цитирую при этом Библию.
2. Плохо влияет на Уайлдера.
3. Третирует несчастного Родерика.
4. Ну и стоит на страже Джертред, как Цербер.

Проблема нашего героя на самом деле имеет под собой ещё и генетическую основу, если можно так сказать: Уайлдер, Уиллис и сам Корсар оказываются близкими родственниками (Корсар и Уиллис — брат и сестра, Уайлдер — племянник Корсара). Читателям это открывается только в самом конце книги, но на протяжении всего повествования автор то и дело бросает нам прозрачные намёки. Например, автор захотел сразу же выделить для нас миссис Уиллис, но делает он это настолько неуклюжим способом, что краткая сцена внутри мельницы как будто написана для другого романа.

«Он звучал для меня [голос Уиллис], как голос оракула, таинственный шёпот провидения, слова самой истины»

Что это было, попытка обогатить сюжет мистической подоплёкой?

Автор, кстати, всё же обратился к мистической теме в следующем своём «морском» романе.

* Джеймс Фенимор-Купер «Морская волшебница, или Бороздящий океаны» James Fenimore Cooper «The Water-Witch: or the Skimmer of the Seas»

Где-то я читала мнение, что подобный поворот был обусловлен разочарованием Фенимора разгулом демагогии и буржуазного стяжательства, в обществе, которое было возведено на таком прекрасном когда-то основании. То, за что погибает Корсар, превратилось в фальшивку и уже не вызывает у автора прежней гордости.

Вернёмся к нашим родственникам. Вообще, тут начинается целая детективная история. Я раза три перечитала книгу, но так и не поняла, как именно миссис Уиллис догадалась, что Корсар — её брат? В какой момент? И как он это понял? Я склоняюсь к мысли, что оба прозрели относительно своих родственных отношений как раз на борту «Дельфина», но решили сохранить это в тайне ото всех. Потому что Корсар не может изменить однажды принятому им долгу, а миссис Уиллис, несмотря на многочисленные попытки, поняла, что сломить его гордый нрав будет непросто. (Тут, наверное, она укоряет себя за то, что была недостаточна строга с ним в детском возрасте, вон как распустился...)

Ну вот будь Корсар настоящий пират, как бы он поступил?

Да выкинул бы эту стерву за борт, вздёрнул бы Уайлдера на рее (Корсару достаточно было просто не вмешиваться в нужный момент), и оприходовал бы Джертред, как положено. Ну или отдал бы команде, раз самому не надо. И все были бы счастливы. Ну вот, я же говорю, не пират он. Как только пират становится романтическим героем, всякое его пиратство резко заканчивается. Ибо романтический пират — это мёртвый пират.

Что и случилось. И Джертред, и Уайлдер, и эта Уиллис жили долго и счастливо, умер только Корсар. Потому что благородные и романтические герои всегда в конце умирают, им так положено по статусу.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Загадки книги, или непонятные места. А возможно просто трудности перевода

1. Когда Уайлдер второй раз ищет встречи с дамами, чтобы уберечь их от опасности плыть на «Королевской Каролине», он роняет со стены трость. Но до этого момента ни о какой трости у него в руках автор не упоминает. Да и на кой ему трость? Он в чине лейтенанта, дворянского звания на тот момент не имеет, одет в форму простого моряка, не хромает, здоров, то есть трость была бы для него лишним элементом.

2. Родерик почти уговаривает миссис Уиллис бежать с корабля Корсара, пусть даже придётся воспользоваться лишь шлюпкой. Наверное, у него есть основания полагать, что такой побег будет иметь успех? Странно то, что миссис Уиллис отказывается («слишком поздно»). Что в этом отказе? Нежелание довериться шлюпке в бурном море, как будто это хуже, чем плыть куда-то с пиратами? Или лучшее, чем у Родерика, знание ситуации, и понимание, что на шлюпке они просто никуда не доберутся, ибо берег слишком далеко? В книге нет ясного ответа, и непонятно, зачем Родерик вообще предлагает такое.

Из ревности :)

3. Про загадочные родственные отношения я уже упоминала.

4. Настоящая фамилия Корсара — ещё одна загадка, похожа, даже для него самого. Уайлдер, уже будучи в должности его первого помощника, называет его «капитан Хайдегер». Но спустя какое-то время сам автор упоминает это имя в сочетании «мнимый капитан Хайдегер». Что загадочно уже потому, что если даже дамам Корсар представился «мнимым Хайдегером», то уж Уайлдер-то имел возможность заглянуть в судовые документы (а у Корсара, как ни странно, с этим было строго). При этом миссис Уиллис, которая хвалится тем, что помнит всех офицеров его ранга как минимум по-фамильно, не может вспомнить такую фамилию. Нам известно, что в молодости Корсар служил в королевском флоте, был офицером. Либо он просто не дослужился до капитана, либо дослужился, но под другой фамилией.

Однако, тут брат и сестра стоят друг друга :) Мы узнаём, что миссис Уиллис на самом деле вдова знатного лорда и имеет право носить его фамилию, но по какой-то странной причине поступает на службу гувернанткой к брату вдовы отца... ой, как всё запущено... вдовы отца своего мужа, где представляется всем вымышленным именем. И это не может быть её девичья фамилия! Иначе Корсар ну как минимум обратил бы на это внимание. Уж свою настоящую фамилию он должен помнить?

* Не факт.

* Однако, «Уолтер Уиллис» как-то не звучит, не находите?

Не факт, что Корсар помнит, как его на самом деле звали.

«Он был юн годами, но неистощим в проказах». Эту фразу Уиллис произносит в сцене, где обсуждают матросское развлечение с переодеванием в бога Нептуна. Возможно, она имела в виду как раз потерянного в юном возрасте брата.

Если предположить, что его потеряли в раннем возрасте, почти как в ситуации с Уайлдером, то Уайлдер помнил лишь то, что он «мистер Гарри». Так что возможно, что Корсар тоже ничего не помнил, кроме того, что он «Уолтер». А уж «мало ли в Бразилии Педров»...

* Но тут опять "прославленное имя его предков", чёрт их возьми! До чего всё запутано...

5. Как брат и сестра потеряли друг друга? Досконально мы знаем только то, что молодая Уиллис вышла замуж втайне от своего отца, который затем погиб в одном бою вместе с её новоиспечённым мужем. Всё. А был ли мальчик? Куда они мальчика-то дели? Потеряли до того, как она замуж вышла, или после, или что? И как потеряли? Уиллис всё же упоминает, что ей приходилось попадать в кораблекрушение. Вместе с отцом и братом? А брата забыли, или он утонул, как они подумали? В общем, мутная история. Неудивительно, что у Корсара потом были такие трудности с социализацией.

6. Как мать потеряла сына? Не менее мутная история. Сына Уиллис родила уже после скоропостижной кончины мужа. После чего ребёнок вдруг оказывается на руках у какого-то капеллана, который, как сам же утверждает, поручил его каким-то там посторонним заботам. Это как вообще?!
Но тем не менее, Уайлдеру повезло больше с его воспитателями, потому что вырос он вежливым, воспитанным и правильным молодым человеком. Если бы Уайлдер был в книге ГГ, боюсь представить, что придумал бы автор, чтобы его испортить, дабы оживить персонаж. Портить пришлось бы очень сильно.

7. Куда пропадает Родерик? Последний раз мы видим, как он и Корсар ходят по палубе брошенного всеми «Дельфина», перед тем, как корабль был взорван. А в следующий раз рядом с Корсаром появляется уже некая немолодая дама, которая тоже так сильно предана ему, что каждое его слово для неё — закон. Про Родерика больше ничего нет.

 Ссылка

Serifa

Про тачанки)) Пират, однако. Ровер потому что.

Пикси

На Луне американцы роверы использовали уже) А советские "Луноходы" тоже планировались роверами и должны были возить космонавтов)
Выписка из личного дела: народ «туата» / моя анкета
Никогда не говори: "Я ошиблась", лучше скажи: "Надо же, как интересно получилось... "

Serifa

Что-то мы совсем ушли от темы)) Даже пиратов зафлудили.

Serifa

Кстати, продолжение...

Текст опубликован в моём блоге на Автортудей:

Тут в каком-то блоге зашла речь про роскошь капитанских кают у пиратов, я вспомнила сразу Красного Корсара, когда-то это был мой любимый морской роман у Купера. Со временем персонажи стали забываться, пошла в Википедию, вспомнить, так как самой книжки под рукой нет. Википедия ближе.

И вот ужас, что я там прочитала...!

Я поняла, что каким-то образом пропустила один из самых важных сюжетных поворотов в романе! Вернее, все предпосылки к нему я видела, но додуматься до него так и не смогла! Пока сегодня не заглянула в Википедию! 😕 Это как же так? Как можно быть такой тупой?!

А ведь автор намекал-намекал... а в финале ну почти открытым текстом, вот только через непонятного персонажа, которого даже не дают толком рассмотреть...

В общем, кто, не заглядывая в Википедию, сразу понял, КУДА ДЕВАЛСЯ ЮНГА РОДЕРИК? Поднимите руки.

Ибо для меня это долго было загадкой, почему автор после того, как Уолтер остался на Дельфине с Родериком, больше про юнгу не упоминал. Потому что после описания Родерика глазами миссии... как-там-её... я заподозрила бедного Уолтера в смертном, но вполне нынче толерантном грехе! 😱

Текст на Автортудей